2015 год

Итоги работы Департамента жилищно-коммунального

хозяйства Ивановской области в 2015 году 

 

Анализируя итоги работы Департамента в 2015 году, следует отметить, что прошедший год характеризуется введением на федеральном уровне ряда инноваций в организации жилищно-коммунального хозяйства, формированием новых подходов к решению отраслевых вопросов.

Приоритетными направлениями деятельности Департамента в отчетном году стали:

  • обеспечение реализации программ развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства области с целью сокращения уровня физического износа инфраструктурных объектов для поддержания их в работоспособном состоянии;
  • и создание комфортных условий проживания граждан в жилищном фонде, формирование эффективных механизмов управления им.

Практическая реализация многих направлений в сфере коммунального хозяйства региона в настоящее время во многом зависит от достаточности бюджетных ресурсов. Острый дефицит финансирования и секвестирование бюджетных расходов по разделу «Коммунальное хозяйство» создавало в прошедшем году лишь дополнительные барьеры для финансового оздоровления поставщиков коммунальных ресурсов и повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

Несмотря на трудности, Департамент целенаправленно предпринимал все усилия для повышения результативности мер в рамках реализации программных мероприятий для устойчивого прохождения отопительного периода и повышения качества предоставляемых потребителям коммунальных услуг.

В рамках государственной программы по Обеспечению доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области реализуются разработанные Департаментом подпрограммы по Модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и Обеспечению функционирования объектов жизнеобеспечения.

По обозначенным программным продуктам в 2015 году предоставлены субсидии муниципальным образованиям на реализацию мероприятий:

− по учету расхода теплоносителя на границах балансовой принадлежности сетей теплоснабжения г. Комсомольска;

− по замене ветхих сетей теплоснабжения в селе Подозерский Комсомольского муниципального района.

− по ремонту объектов водоснабжения в г.Юрьевец (новая водонапорная башня), с.Каминский Родниковского района и в п. Савино;

− по техническому перевооружению котельных в г. Наволоки Кинешемского района и с. Архиповка Савинского района.

Общий объем финансирования данных мероприятий из областного бюджета составляет 44,6 млн. рублей. Кроме того, по программе Модернизации привлечено 12,4 млн. рублей внебюджетных средств.

Данные мероприятия позволили увеличить надежность функционирования объектов жизнеобеспечения и максимально сократить потребление топливно-энергетических ресурсов за счет значительного снижения потерь коммунальных ресурсов при их производстве, передаче и распределении.

Кроме того, выполнение программных мероприятий по Модернизации объектов коммунальной инфраструктуры способствует достижению целевого показателя, установленного 600-м Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, направленного на увеличение до 2017 года доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 %.

В отчетном году запланированный в пределах 10% показатель был перевыполнен и составил 11,5%.

Между тем, несмотря на позитивную динамику привлекаемых заемных средств в этот сектор экономики, заинтересованность потенциальных инвесторов в реализации проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры находится на крайне низком уровне, что обусловлено длительным периодом окупаемости таких проектов и неудовлетворительным финансовым положением ряда предприятий коммунального комплекса.

При этом, следует понимать, что финансовая устойчивость ресурсоснабжающих организаций несомненно определяет уровень надежности функционирования объектов коммунальной инфраструктуры. А бюджетные средства и платежи потребителей за приобретенные коммунальные ресурсы являются основными источниками их финансового обеспечения при производстве и отпуске коммунальных ресурсов.

В 2015 году в областном бюджете для поддержания деятельности отраслевых предприятий и организаций были предусмотрены бюджетные ассигнования на возмещение недополученных доходов теплоснабжающих организаций и организаций водно-канализационного хозяйства. Цель финансирования – исключить социальную напряженность, связанную с невозможностью оплаты населением коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам.

На сегодняшний день ресурсоснабжающим организациям  предоставлено финансовое обеспечение в сумме 777,2 млн. рублей.

Значительный объем выделяемых бюджетных средств также определяет деятельность Департамента по осуществлению контрольных функций на предмет соблюдения законности их использования.

В рамках полномочий главного распорядителя бюджетных средств Департамент проводит мероприятия внутреннего финансового контроля по ведомственным направлениям, в том числе в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления средств областного бюджета. При выявлении фактов завышения субсидируемого объема коммунальных ресурсов, осуществляется пересчет размера субсидий. Дополнительно в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, применяется механизм корректировки финансирования с учетом фактического объема отпуска коммунальных ресурсов.

Только в сфере теплоснабжения в 2015 году корректировка субсидий с учетом фактической потребности в сторону уменьшения составила 26 млн. рублей.

В условиях необходимости снижения нагрузки на региональный бюджет, оптимизация бюджетных расходов для поддержания стабильной работы отрасли неизбежно связана с привлечением дополнительных долгосрочных инвестиций. Очевидно, что государство не способно только за счет средств бюджета провести масштабную модернизацию отрасли.

Основываясь на разработанной законодательной базе, важным направлением работы Департамента в 2016 году станет переход к модели финансирования инвестиционной деятельности на основе договора концессии. Адаптация данной схемы работы к особенностям  региональной системы коммунальной инфраструктуры и прозрачность долгосрочного тарифного регулирования становится ключевыми координационными задачами для Департамента.

Говоря о переходе к новой модели управления региональной системой коммунальной инфраструктуры следует особое внимание уделить работе с дебиторской задолженностью населения и управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов, в том числе активизировать работу созданных в муниципальных образованиях по рекомендации Департамента межведомственных комиссий с участием Службы судебных приставов.

Деятельность таких комиссий в течение 2015 года позволила выстроить работу, направленную на сдерживание роста просроченной задолженности потребителей коммунальных услуг.

Работа комиссий становится наиболее значимой в условиях сложной экономической ситуации.

Существенное бюджетное недофинансирование ресурсоснабжающих организаций в 2015 году привело к росту задолженности отраслевых предприятий за первичные энергоносители: природный газ, электроэнергию, твердое топливо.

Значительное место в деятельности Департамента в 2015 году занимали мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий для нуждающихся граждан.

В целях оказания государственной поддержки муниципальным образованиям в части создания систем коммунальной инфраструктуры и улично-дорожной сети на земельных участках, предоставляемых семьям с тремя и более детьми, на территории региона реализуется программа по обеспечению их инженерной инфраструктурой.

В 2015 году в рамках данной подпрограммы были предоставлены субсидии из областного бюджета 4 муниципальным образованиям: Ивановскому, Родниковскому и Шуйскому муниципальным районам, а также городскому округу Шуя.

Субсидии из областного бюджета предоставлены на проведение государственной экспертизы проектной документации на создание инженерной инфраструктуры на земельных участках, оплату технологического присоединения земельных участков к электрическим сетям, а также подготовку земельных участков к созданию инженерной инфраструктуры (перенос волоконно-оптических линий связи).

Общая сумма субсидий, предоставленных в 2015 году на реализацию программных мероприятий, составила 46,1 млн. рублей.

В настоящее время завершены работы

— по технологическому присоединению к электросетям четырех земельных участков в Родниковском, Шуйском и Ивановском районах и городе Шуя,

— по переносу волоконно-оптических линий связи на земельном участке вблизи села Китово Шуйского района,

Также завершена государственная экспертиза проектов, разработанных в рамках Подпрограммы в 2014 году (уточнить какие). В соответствии с муниципальным контрактом продолжаются работы по технологическому присоединению к электрическим сетям земельного участка вблизи деревни Ломы Ивановского района.

Одним из основных направлений деятельности Департамента в отчетном году, имеющих ярко выраженное социальное значение, является реализация на территории региона адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Эта программа реализуется в рамках взаимодействия с государственной корпорацией – Фонд содействия реформированию ЖКХ и в отчетном периоде дала возможность расселить 1328 человек из 84 аварийных домов, ликвидировав при этом 22,41 тыс. кв. метров аварийного жилья. В настоящее время в рамках реализации программы введены в эксплуатацию 15 новых малоэтажных домов в 12 муниципальных образованиях.

На реализацию мероприятий этапа программы 2015-2016 годов для нашего региона предусмотрено финансирование за счет средств Фонда в размере 283,75 млн. рублей

Распределение объемов финансирования на переселение из аварийных домов представлено на слайде.

По данному этапу программы к концу 2016 года планируется расселить 45 аварийных домов общей площадью 13,8 тыс. квадратных метров и 825 человека смогут улучшить свои жилищные условия.

В отчетном году особое внимание было уделено Департаментом качеству жилья, построенного в рамках программы переселения. Департаментом организована работа с органами местного самоуправления и подрядными организациями по устранению замечаний, выявленных в ходе проверок региональной Службой госжилинспекции построенных домов.

Наиболее резонансной темой в 2015 году для всех без исключения жителей области стало внедрение новой системы капитального ремонта многоквартирных домов, предусматривающей финансирование данных мероприятий исключительно за счет собственников помещений в МКД.

Созданная некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» в 2015 году начала свою деятельность по реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Ивановской области. В программу включено 9048 многоквартирных домов. За истекший год ремонтные работы были выполнены на 201 многоквартирном доме.

Опыт реализации первого краткосрочного плана программы выявил ряд проблемных моментов, для решения которых Департаментом в течение года принимались необходимые меры.

В целях обеспечения проведения капитального ремонта исключительно при благоприятных погодных условиях постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2015
№ 599-п утвержден трехлетний краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на 2015 – 2017 годы. Согласно указанному плану период проведения ремонтных работ по нему увеличен до трех лет.

Кроме того, была обеспечена максимальная информационная открытость процесса реализации программы. Руководством Департамента и Регионального оператора регулярно в средствах массовой информации давались разъяснения и комментарии по актуальным вопросам, относящимся к теме капитального ремонта.

Департаментом было налажено сотрудничество с общественными организациями, осуществляющими общественный контроль реализации мероприятий программы. Представители Департамента и Регионального оператора регулярно участвуют в заседаниях, на которых обсуждаются результаты проведенных ремонтных работ.

Были внесены изменения в Устав некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области». В состав попечительского совета регионального оператора дополнительно включен представитель регионального отделения общероссийский народный фронт «За Россию». Данные изменения позволят более четко и жестко координировать деятельность регионального оператора, как со стороны исполнительных органов государственной власти региона, так и со стороны общественных организаций.

В 2016 году работа в данном направлении будет продолжена в рамках созданной приказом Депаратмента рабочей группы по устранению замечаний к реализации программы.

В следствии принятых в конце 2014 – 2015 годах изменений федерального жилищного законодательство в 2015 году на Департамент были возложены дополнительные функции.

Так, указом Губернатора Ивановской области (от 11.11.2014 № 217-УГ «О порядке формирования лицензионной комиссии Ивановской области») Департамент определен исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным на проведение организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии Ивановской области и организационно-техническое обеспечение ее деятельности.

Департаментом организована процедура проведения квалификационных экзаменов физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата.

Во взаимодействии с администрацией города Иваново Департаментом обеспечено оборудованное помещение для проведения квалификационного экзамена.

Было приобретено специализированное программное обеспечение для проведения экзаменационного тестирования кандидатов.

В течение прошлого года Департаментом было проведено 60 квалификационных экзаменов, на которых были проверены знания 337 специалистов сферы управления многоквартирными домами. Из них 316 человек свои знания подтвердили.

В 2015 году Департаментом было получено 228 мотивированных предложений (рекомендаций) Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии юридическим лицам. На основании решений Комиссии в 2015 году Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области были выданы 184 лицензии, 44-м юридическим лицам в предоставлении лицензии было отказано по причине выявленных в ходе документарных проверок нарушений.

За время осуществления Комиссией своих полномочий в соответствии с утвержденным графиком было проведено 47 заседаний.

Таким образом, Департамент в период организации и начального этапа лицензирования принял на себя основную нагрузку по техническому обеспечению работы Лицензионной комиссии.

Еще одним новым направлением деятельности Департамента стала реализация пилотного проекта внедрения государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. В декабре 2014 года соответствующее соглашение было подписано Правительством Ивановской области с профильными Министерствами (Минстрой и Минсвязь). На первоначальном этапе работы в рамках Соглашения Департамент принял участие в доработке системы специалистами Минсвязи России. Были проведены консультации, серия совместных совещаний с целью адаптации ГИС ЖКХ под реалии региональной системы жилищно-коммунального хозяйства.

В течение года Департаментом совместно с федеральными кураторами проекта регулярно организовывались обучающие семинары.

По состоянию на 13.01.2016 в системе зарегистрированы:

— 248 организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (171 управляющая компания, 69 ТСЖ, 8 ЖК, ЖСК и иные кооперативы);

— 117  ресурсоснабжающих организаций;

— 60  органов местного самоуправления.

По итогам 2015 года Ивановская область вошла в перечень 27 регионов, в которых выполнены требования по наполнению ГИС ЖКХ.

Оценивая итоги первого года реализации проекта внедрения ГИС ЖКХ заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев отметил, что «Данные регионы являются лидерами по внедрению ГИС ЖКХ в стране. Они проделали серьезную организационную и разъяснительную работу с участниками рынка ЖКХ. Граждане в этих регионах первыми смогут получить возможность видеть всю информацию по своему дому и участвовать в управлении им», —  подчеркнул.

Подводя итоги, считаю необходимым отметить, что все основные задачи, поставленные перед Департаментом на 2015 год были выполнены, и это несмотря на постоянное увеличение количества возлагаемых на Департамент функций при неизменной численности его сотрудников. (ГИС ЖКХ пилот, Лицензирование, Капремонт, Новая система обращения с ТКО).

Работа Департамента в 2016 году будет осуществляться в следующих направлениях:

  1. В рамках осуществления бюджетных полномочий проведение работы по согласованию бюджетных расходов, связанных с деятельностью ресурсоснабжающих организаций в условиях государственного регулирования тарифных решений на коммунальные услуги.
  2. Исполнение нового полномочия, возложенного на Департамент с 2016 года, по прямому субсидированию организаций водопроводно-канализационного хозяйства с осуществлением дополнительного финансового контроля за использованием бюджетных средств.
  3. Практическая реализация основных направлений утвержденной стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года, касающихся привлечения частных инвестиций с учетом необходимости сокращения бюджетного возмещения недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций.
  4. Осуществление контроля проведения в регионе мероприятий по подготовке, безаварийному началу и прохождению отопительного сезона 2016-2017 годов, своевременного оформления паспортов готовности муниципальных образований к ОЗП.
  5. Продолжение модернизации и технического перевооружения объектов коммунальной инфраструктуры в рамках программ, курируемых Департаментом.
  6. Привлечение финансовой поддержки на реализацию программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в пределах установленных лимитов для региона.
  7. Совершенствование механизмов контроля за реализацией в регионе программы капитального ремонта многоквартирных домов.
  8. Обеспечение деятельности Лицензионной комиссии Ивановской области.
  9. Координация работы по информатизации системы жилищно-коммунального хозяйства региона и обеспечение реализации на территории области Федерального закона № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
  10. Формирование новой региональной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществление координирующей функции в сфере обращения со всеми видами отходов.