2014 год

Итоги работы Департамента  жилищно-коммунального

хозяйства Ивановской области в 2014 году

 

Стратегической задачей Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в рамках единой государственной политики, является координация работ по созданию условий надежного функционирования хозяйствующих субъектов коммунального комплекса региона с качественным предоставлением жилищно-коммунальных услуг всем группам потребителей.

Деятельность Департамента в отчетном году была сосредоточена на следующих ключевых направлениях:

  • обеспечение реализации программ развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства области с целью сокращения уровня физического износа инфраструктурных объектов для поддержания их в работоспособном состоянии;
  • оказание содействия хозяйствующим субъектам жилищно-коммунального комплекса по внедрению новых современных энергосберегающих технологий на эксплуатируемых объектах, а также развитию их кадрового потенциала;
  • создание комфортных условий проживания граждан в жилищном фонде и формирование эффективных механизмов управления им.

В 2014 году Департаментом ЖКХ была продолжена реализация подпрограмм, направленных на замену изношенных объектов коммунальной инфраструктуры, в рамках государственной программы по Обеспечению доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области.

Одна из них – подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

Задачей подпрограммы является внедрение современных энергосберегающих технологий на объектах жилищно-коммунального хозяйства с долей привлечения частных инвестиций не менее 55% от стоимости реализации мероприятий.

Общий объем софинансирования программных мероприятий за счет средств областного бюджета в 2014 году составил 49,71 млн. рублей.

В отчетном году в рамках данной подпрограммы реализованы мероприятия:

− по строительству блочно-модульной котельной по ул. Жуковского в г. Фурманов, напорной канализации Петровской средней общеобразовательной школы Гаврилово-Посадского муниципального района;

Слайд 6.

− по замене ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в Дмитриевском и Волжском сельских поселениях Заволжского муниципального района;

− по переводу многоквартирных домов в деревне Клементьево на индивидуальное электроотопление с выводом из эксплуатации нерентабельного источника теплоснабжения.

Выполнение программных мероприятий способствует достижению целевого показателя, установленного 600-м Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, направленного на увеличение до 2017 года доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 %.

В отчетном году запланированный показатель в пределах 5% достигнут за счет привлечения инвестиционных ресурсов в модернизацию систем теплоснабжения муниципальных образований региона.

Между тем, несмотря на позитивную динамику привлекаемых заемных средств в этот сектор экономики, не всегда существует заинтересованность в реализации ряда проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры у потенциальных инвесторов из-за длительного периода их окупаемости.

Поскольку привлечение инвестиций в сферу ЖКХ весьма проблематично, Департаментом в 2014 году была продолжена реализация подпрограммы по Обеспечению функционирования систем жизнеобеспечения, в рамках которой органам местного самоуправления предоставляются субсидии на приобретение материальных ресурсов для проведения работ по замене ветхих инженерных сетей и отработавшего свой нормативный срок службы оборудования на объектах коммунальной инфраструктуры. Основным условием подпрограммы является выполнение работ собственными человеческими и производственными ресурсами организаций коммунального комплекса без включения понесенных затрат в соответствующие тарифные решения.

Сумма средств областного бюджета на реализацию подпрограммы в 2014 году составила 89,0 млн. руб.

В отчетном году в рамках данной подпрограммы обеспечено финансирование приобретения материальных ресурсов для проведения работ:

− по замене более 9 км ветхих инженерных сетей в Верхнеландеховском, Палехском, Пестяковском, Приволжском, Юрьевецком районах;

− по строительству 2 блочно-модульных котельных в Фурмановском районе;

− по техническому перевооружению 6 источников теплоснабжения в Кинешемском, Лежневском, Лухском, Пестяковском, Родниковском, Савинском районах области.

Реализация таких мероприятий позволяет максимально сократить степень износа объектов жизнеобеспечения, значительно снизить потери коммунальных ресурсов и без привлечения внебюджетных источников внедрить современные энергосберегающие технологии без увеличения тарифных решений.

В целях оказания государственной поддержки муниципальным образованиям в части создания систем коммунальной инфраструктуры и улично-дорожной сети на земельных участках, предоставляемых семьям с тремя и более детьми, на территории региона реализуется программа по обеспечению их инженерной инфраструктурой.

За 2014 год в рамках данной программы проведена разработка проектов планировки территорий и проектной документации для строительства необходимой инженерной инфраструктуры на земельных участках, расположенных в городском округе Шуя, Ивановском, Родниковском и Шуйском муниципальных районах. Финансирование программных мероприятий за счет средств областного бюджета составило 102,5 млн. рублей.

На реализацию программных мероприятий 2015 года предусмотрено 200 млн. рублей. Для обеспечения своевременного исполнения программных мероприятий в IV квартале 2014 года проведено распределение субсидий областного бюджета на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям с тремя и более детьми. Средства областного бюджета будут предоставлены на разработку проектной документации и проведение ее государственной экспертизы, оплату технологического присоединения к электрическим сетям, а также на проведение строительно-монтажных работ.

Перечисленные меры по модернизации и обновлению объектов коммунальной инфраструктуры региона, предпринимаемые Департаментом за последние пять отопительных периодов привели к снижению аварийности более чем в 3 раза (3,3).

Для создания комфортных условий проживания граждан в жилищном фонде важно модернизировать не только коммунальную инфраструктуру региона, но и сам жилищный фонд. На сегодняшний день, как для нашей области, так и для всех субъектов РФ существует проблема изношенности имеющегося жилищного фонда.

Так, в целях внедрения на территории Ивановской области новой региональной системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов была создана некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области». Результатом совместной деятельности Департамента ЖКХ и регионального оператора стала опубликованная 30 апреля 2014 года региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Ивановской области. Она рассчитана на плановое решение проблемы изношенности жилищного фонда. Срок ее действия рассчитан с 2015 по 2044 год. В программу включен 9051 многоквартирный дом. Это все дома, расположенные на территории региона, за исключением аварийных и домов блокированной застройки.

Несмотря на существующую возможность у большинства многоквартирных домов сократить свой уровень износа посредством проведения капитального ремонта, в регионе еще остаются аварийные дома подлежащие расселению. В рамках взаимодействия с Фондом, в отчетном году Ивановской областью была продолжена работа по реализации на территории Ивановской области региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья на 2012-2013 годы. Эти программы дали возможность расселить 561 жителя из 30 аварийных домов, ликвидировав при этом около 7  тысяч кв. метров аварийного жилья. В настоящее время в рамках реализации программ введены в эксплуатацию 15 новых малоэтажных дома в 9 муниципальных образованиях. До конца марта текущего года планируется завершить работы для ввода в эксплуатацию еще семи домов в Плесском и Приволжском городских поселениях.

В отчетном году, в результате одобрения Фондом предоставленных заявок на 2014 год, был получен весь лимит средств, предусмотренный для нашего региона на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства. (295,3 млн. рублей).

Распределение объемов финансирования на переселение из аварийных домов представлено на слайде.

По программе 2014 года будет расселено 54 аварийных дома общей площадью 13,7 тыс. квадратных метра и 793 человека смогут улучшить свои жилищные условия по ее завершению в конце 2015 года.

Несмотря на все реализуемые программы по линии Фонда ЖКХ и проводимой модернизации коммунальной инфраструктуры, все еще отсутствует возможность у ряда отраслевых организаций использовать при производстве тепловой энергии природный газ. Поэтому тарифы на их услуги, при использовании дорогостоящего жидкого и твердого топлива, остаются еще на достаточно высоком уровне.

В целях исключения социальной напряженности, связанной с невозможностью оплаты населением коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам, Департаментом за отчетный период осуществлено предоставление субсидий по следующим направлениям:

— на компенсацию расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для производства тепловой энергии на нужды отопления жилищного фонда в объеме 716,6 млн. рублей;

— на возмещение ресурсоснабжающим организациям и исполнителям коммунальных услуг недополученных доходов, в связи с приведением размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с их предельными индексами роста по водоснабжению водоотведению и очистке сточных вод, в объеме 136,8 млн. рублей.

Для проведения мероприятий по подготовке и прохождению системами теплоснабжения отопительного периода 2014-2015 годов, Департаментом ЖКХ при поддержке Правительства Ивановской области, муниципальным образованиям была дополнительно оказана финансовая помощь в объеме 229,0 млн. рублей.

Подготовка к отопительному сезону является ключевым направлением деятельности Департамента. И по-прежнему в этот период одним из важнейших вопросов является своевременное обеспечение жидким и твердым топливом теплоснабжающих организаций, с формированием нормативных запасов.

Внедренные Департаментом инструменты по закупке топлива за последние 4 года позволяют проводить максимальный контроль объема, своевременности и качества поставленного топлива, что обеспечивает бесперебойное теплоснабжение населенных пунктов в период прохождения отопительного сезона.

Сформировав конкуренцию на рынке поставок жидкого и твердого топлива, Департаменту удалось сдерживать минимальную стоимость приобретаемого топочного мазута и каменного угля теплоснабжающими организациями.

Из динамики изменения цены на поставляемое жидкое и твердое топливо, представленной на слайдах, виден рост на 2,9 % по мазуту за отопительный период 2014-2015 годов и в пределах 4% рост по каменному углю за последние отопительные периоды.

На сегодняшний день все поставки жидкого и твердого топлива осуществляются согласно утвержденным графикам. Несмотря на стабильность в организации поставок топлива, как и в большинстве других регионов России, остается серьезным вопросом высокий уровень задолженности  предприятий за первичные энергоносители.

По динамике задолженности в разрезе видов топлива, представленной на слайде, видна положительная тенденция сокращения задолженности за жидкое и твердое топливо наряду с отрицательной по природному газу. Данная динамика неразрывно связана, в первую очередь, с выводом из эксплуатации нерентабельных теплоисточников, работающих на каменном угле и топочном мазуте, при вводе в эксплуатацию новых котельных, работающих на природном газе.

Одновременно с реализацией всех поставленных на 2014 год задач, в рамках своей текущей деятельности сотрудники Департамента осуществляли подготовку ответов на обращения граждан и проводили личный прием. По итогам прошедшего года в адрес Департамента, согласно учетной регистрации, поступило 1546 обращений граждан, что на 11% выше показателей 2013 года.

При этом основная масса обращений касается начислений за общедомовые нужды.

Принятая за последние годы правовая база, регулирующая взаиморасчеты между поставщиками и потребителями коммунальных услуг, в том числе и введение платы за общедомовые нужды, продолжает вызывать отрицательную реакцию со стороны населения. Любые законодательные нововведения воспринимаются жителями как введение дополнительных поборов и произвола со стороны властей.

На сегодняшний день, более трети помещений в многоквартирных домах не оснащены индивидуальными приборами учета потребления холодной и горячей воды.

Собственники жилых помещений, которые уже установили такие приборы учета, постоянно жалуются на то, что плата за общедомовой расход коммунальных ресурсов распределяется несправедливо по всем жильцам, вне зависимости от того установлены приборы учета или нет.

Согласно информации Минстроя России уже приняты решения по исключению из квитанций пункта «общедомовые нужды» к 2016 году, и для этого есть целый набор мероприятий.

Так уже с 2015 года оплата за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, не установивших общедомовые приборы учета, будет начисляться с учетом повышающих коэффициентов.

Повышающие коэффициенты будут применяться к нормативам потребления за электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение в жилых помещениях, а также электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды.

В общей сложности к концу 2015 года при отсутствии в доме коллективных приборов учета, оплата за коммунальные услуги для граждан вырастет на 20%, а с 2017 года – на 60%.

Также Минстроем России предлагается перевести плату за общедомовые нужды из коммунальных услуг в платежи на содержание многоквартирных домов. Таким образом, с 2016 года обязанность сбора средств за потребленные коммунальные ресурсы на общедомовые нужды будет возложена на управляющие компании.

Плата за ОДН будет определяться нормативами потребления на общедомовые нужды, установленные для каждого типа дома – в зависимости от этажности. Эти нормативы обязаны утвердить региональные власти. Если реальное потребление в целом по дому в нормативные рамки не уложится, превышение над нормой управляющие компании будут оплачивать ресурсоснабжающим организациям за собственный счет.

Проанализировав все мероприятия, мы видим, что перевод коммунальной услуги за общедомовые нужды в жилищную, может негативно отразится на финансовом состоянии всех управляющих организаций, так как существующие небалансы в разы выше собираемых средств на содержание и текущий ремонт. И эти решения могут привести к постоянному банкротству организаций, занимающихся обслуживанием жилищного фонда, которые в свою очередь также впоследствии образуют финансовую дыру для ресурсоснабжающих организаций.

На сегодняшний день, такие примеры банкротства большого количества управляющих компаний по всей стране уже видны. Накопленные, за последние годы ими долговые обязательства за коммунальные услуги перед ресурсоснабжающими организациями уже достигают более ста миллиардов рублей.

Поэтому чтобы действительно убрать небалансы, которые существуют в многоквартирных домах, когда за коммунальные услуги добросовестный потребитель платит фактически за недобросовестного, необходимо кардинально менять подход по начислению платежей за общедомовые нужды.

Для этого необходимо введение поэтапного перехода на индивидуальные и общедомовые приборы учета, с возможностью дистанционного снятия показаний объемов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению. Такая система позволит не только контролировать объемы расхода ресурсов в режиме реального времени, но и осуществлять диспетчерский контроль за возможным искажением показаний приборов учета и соответственно справедливого распределения платы за общедомовые нужды.

Подводя итоги, хочу отметить, что как в отчетном году, так и в плановом периоде, Департамент считает необходимым обеспечивать оптимальные формы поддержки предприятий и организаций отраслевого сектора, исключающие иждивенчество и создающие стимулы:

  • для внедрения и развития современных энергоэффективных технологий, с целью максимального сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов;
  • привлечения инвестиций на реализацию долгосрочных проектов с периодом окупаемости свыше 7 лет в развитие жилищно-коммунального сектора;
  • и сокращения числа предприятий банкротов, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и передачи коммунальных ресурсов.

Работа Департамента в 2015 году будет осуществляться в следующих направлениях:

  1. Предоставление материально-технических ресурсов для оперативного устранения неисправностей на муниципальных объектах жилищно-коммунального хозяйства в рамках предоставления государственной услуги в объеме расходов областного бюджета не менее 5,2 млн. рублей. (В рамках подпрограммы «Предоставление материально-технических ресурсов для оперативного устранения неисправностей на муниципальных объектах жилищно-коммунального хозяйства.
  2. Продолжение модернизации и технического перевооружения объектов коммунальной инфраструктуры в рамках новых инвестиционных проектов и принятой государственной программы (Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» Объемы областного финансирования в 2015 году 40,2 млн. рублей)
  3. Продолжение реализации мероприятий по выводу нерентабельных источников теплоснабжения из эксплуатации с переводом всех потребителей на индивидуальное отопление.
  4. Дальнейшее привлечение финансовой поддержки на реализацию программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в пределах установленных лимитов для региона.
  5. Реализация в регионе новой системы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.