2017 год


Приоритетными направлениями деятельности Департамента в отчетном году стали:

-     привлечение частных инвестиций в реализацию проектов по строительству и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, с целью планомерного вывода нерентабельных источников и сокращения бюджетных обязательств в части регулируемых тарифов,

-     координация контроля за реализацией региональных программ:

-  приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды»

 - переселения из аварийного жилья,

 - капитального ремонта многоквартирных домов;

 - развития жилищно-коммунальной сферы.

-     участие в формировании новой региональной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Посредством привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальную сферу региона в 2017 году за счет внебюджетных средств введены в эксплуатацию блочно-модульные котельные в п.Мугреевский Южского района (Акт ввода от 17.07.2017г.), с.Писцово Комсомольского района (Разрешение на ввод от 22.09.2017г.), г.Вичуга (Разрешение на допуск от 30.10.17г. и 2 объекта от 14.11.17г.). Общий объем инвестиций составил 112,33 млн. руб.

Одним из наиболее эффективных инструментов оптимизации отрасли в условиях ограниченности бюджетных средств является государственно-частное партнёрство, в части передачи прав владения и пользования объектами ЖКХ инвесторам на условиях концессионных соглашений.

В 2017 году заключены следующие концессионные соглашения:

- администрацией городского округа Кинешма и ООО «Теплосетевая компания» заключено соглашение в отношении объекта теплоснабжения, планируемая сумма инвестиций – 0,887 млн. руб.

 - администрацией Ивановского муниципального района и
ООО «Коммунальщик Ресурс» заключены 2 соглашения в отношении объектов водоснабжения и 1 соглашение в отношении объекта водоотведения, предполагаемая сумма инвестиций – 25,29 млн. руб.

- администрацией Ивановского муниципального района и АО «Водоканал» заключены 2 соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, предполагаемая сумма инвестиций – 5,00 млн. руб.

- администрацией Ивановского муниципального района и
ООО «ИнвестЭнерго» заключено соглашение в отношении объектов теплоснабжения, предполагаемая сумма инвестиций – 64,40 млн. руб.

Между тем, несмотря на позитивную динамику привлечения заемных средств в этот сектор экономики, заинтересованность потенциальных инвесторов в реализации проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры пока еще находится на низком уровне, что обусловлено длительным периодом окупаемости таких проектов и неудовлетворительным финансовым положением предприятий коммунального комплекса.

В целях увеличения инвестиций в экономику Ивановской области, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, Департаментом совместно с Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области ведется работа по разработке типовых форм концессионных соглашений в отношении конкретных объектов по производству, передаче и распределению энергоресурсов.

В 2017 году Департаментом продолжена работа по реализация областного полномочия в части возмещения из областного бюджета недополученных доходов теплоснабжающих организаций и организаций водно-канализационного хозяйства  в связи с применением в расчетах с гражданами льготных тарифов на коммунальные услуги.

Цель финансирования – поддержание деятельности предприятий и организаций коммунального комплекса в условиях необходимости  сдерживания роста платы граждан за коммунальные услуги.

Субсидирование юридических лиц осуществлялось исходя                              из фактического объема реализованных коммунальных услуг потребителям,                 согласно данным бухгалтерского учета организаций за каждый месяц финансируемого периода, на основании реестра потребителей коммунальных услуг и соответствующих форм отчетности.

По итогам 2017 года ресурсоснабжающим организациям  предоставлено финансовое обеспечение в сумме 719,5 млн. рублей, в том числе:

- 73 теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов по теплоснабжению в сумме 585,8 млн. рублей;

- 82 организациям водопроводно-канализационного хозяйства на возмещение недополученных доходов на горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение в сумме 133,7 млн. рублей.

Необходимо отметить, что субсидирование ресурсоснабжающих организаций по итогам 2017 года произведено не в полном объеме из-за недофинансирования регионального бюджета по данным направлениям. Дефицит составил порядка 400 млн. рублей.

В целях урегулирования сложившейся ситуации в мае 2017 года были внесены поправки в действующие Порядки субсидирования отраслевых юридических лиц в части возможности финансирования в следующем году недополученных доходов, невозмещенных по итогам прошедших периодов.

Бюджетное недофинансирование ресурсоснабжающих организаций в 2017 году отчасти привело к росту задолженности за первичные энергоносители: природный газ, топочный мазут.

Следует отметить, что в период с 2011 по 2015 год из областного бюджета бюджетам муниципальных образований были направлены субсидии на организацию обеспечения теплоснабжения потребителей в условиях подготовки и прохождения отопительного периода (975 млн. руб.). Целью предоставления  субсидий конечным получателям (теплоснабжающим организациям) являлась оплата за потребленные топливно-энергетические ресурсы.

Оказание финансовой помощи хозяйствующим субъектам было обусловлено индексным ограничением их основных производственных затрат при формировании тарифных решений и, как следствие, невозможсностью в полном объеме выполнять договорные обязательства с поставщиками топливно-энергетических ресурсов.

Учитывая ограниченные возможности областного бюджета в 2016 году финансирование муниципальных образований по указанному направлению не осуществлялось. В том числе, это повлияло на рост задолженности у ряда теплоснабжающих организаций за первичные энергоносители.

Кроме этого, в рамках Постановления Правительства Ивановской области от 22.05.2015 № 211-П (с внесением изменений от 22.05.2017 № 196-п) целевое использование теплоснабжающими организациями полученных субсидий                                             на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию не предусмотрено, вследствие чего полученные субсидии могут быть направлены теплоснабжающими организациями  на любые цели по решению руководства.

Также одной из причин роста задолженности теплоснабжающих организаций за потребленные топливно-энергетические ресурсы является то, что при утверждении тарифного решения для теплоснабжающих организаций регулирующим органом в соответствии с методикой ценообразования учитываются только  нормативные потери. Сверхнормативные потери в тепловых сетях не относятся к технологически необходимым (технически неизбежным), поскольку возникают при авариях и иных нарушениях нормального режима эксплуатации тепловых сетей и не учитываются в составе расходов при установлении тарифа на передачу тепловой энергии. Вследствие этого, на дополнительную выработку тепловой энергии для обеспечения подачи коммунальных ресурсов надлежащего качества, теплоснабжающим организациям необходимо оплачивать счета за первичные энергоресурсы, не учитываемые в тарифных решениях.

С целью максимального сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов в регионе проводится модернизация существующих котельных посредством технического перевооружения с установкой экономичного технологического оборудования.

В сложившихся условиях считаем важным совместно с администрациями муниципальных образований и поставщиками топливно-энергетических ресурсов продолжить работу по контролю за использованием ресурсоснабжающими организациями поступающих финансвых средств, по взысканию задолженности с  населения за жилищно-коммунальные услуги и с юридических лиц за потребленные топливно-энергетические ресурсы, соблюдению графиков погашения задолженности.

В настоящее время в Ивановской области завершается реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы.

Программа позволила региону ликвидировать 78,31 тыс. кв. м аварийного жилья, признанного таковым до 01.01.2012 и улучшить тем самым условия проживания 4647 граждан.

Для расселения указанной площади региону потребовалось порядка 2,5 млрд. рублей, в том числе средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составили 1,4 млрд. рублей, регионом в порядке софинансирования было выделено порядка 800 млн. рублей, порядка 300 млн. рублей было профинансировано муниципальными образованиями.

 Этапы 2013, 2014 и 2015 годов региональной адресной программы завершены с учетом непредвиденных обстоятельств, ведутся судебные споры, розыск граждан и вступление в права наследства в Родниковском, Приволжском, Савинском, Новописцовском городских и Новолеушинском сельском поселениях.

В рамках реализации первого этапа для переселения граждан 114 аварийных домов построено 16 домов, приобретено 295 помещений в новостройках и на вторичном рынке.

Без участия средств Фонда было расселено 10 помещений в Заволжском и Плёсском городских поселениях.

В ходе реализации второго этапа программы переселения для граждан 54 аварийных домов построено 9 домов, приобретено 81 помещение у застройщика, выкуплено 38 помещений у собственников.

Без участия средств Фонда было расселено 9 помещений в городских округах Иваново и Шуя, Приволжском городском поселении и Озерновском сельском поселении.

Третий этап программы переселения позволил осуществить расселение граждан 43 аварийных домов в построенные 8 домов в Вичугском и Приволжском муниципальных районах.

Без участия средств Фонда было расселено 4 помещения в Каменском городском поселении.

Последний этап программы завершен в Колобовском городском и Новолеушинском сельском поселениях, а также городском округе Шуя.

В Приволжском городском поселении переселение граждан завершено с учетом непредвиденного обстоятельства.

Всего расселены граждане 58 аварийных домов.

В городском округе Кохма на текущую дату остаются нерасселенными 2 помещения.

Не завершена реализация последнего этапа в Савинском городском поселении в связи с тем, что не закончено строительство многоквартирного дома, предназначенного для переселения граждан.

В 2017 году на территории Ивановской области продолжилась реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области.

В региональную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 № 164-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области»  включены 8745 домов площадью 15 887,28 тыс. кв.м.

Из них в 7366 доме формирование фонда капитального ремонта общего имущества осуществляется на счете регионального оператора. 

В рамках реализации краткосрочного плана на 2015-2017 региональным оператором было отремонтировано 1163 многоквартирных дома, что составляет 80% от запланированного объема. (план для регоператора 1145 домов, всего в плане 1557 домов)

В 2017 году было начислено 1 197,74 млн. руб., оплачено 1 102,56 млн. руб., процент оплаты взносов на капитальный ремонт в 2017 году составляет 92,05%. (средняя собираемость по ЦФО составляет 94,42%)

С 2017 года в рамках стратегического направления развития «ЖКХ и городская среда» Российской Федерации, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области ведется работа по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории Ивановской области.

Данным проектом предусмотрен комплекс мероприятий по благоустройству как дворовых территорий, так и общественно значимых городских пространств.

В 2017 году на реализацию проекта было выделено 253,9 млн. рублей, из них средства областного бюджета составили 23,0 млн. рублей, средства федерального бюджета составили  231,1 млн. рублей.

Участниками проекта стали 27 муниципальных образований региона. В обязательном порядке в перечень муниципальных образований включены административный центр субъекта – г. Иваново и 10 монопрофильных муниципальных образований (городские округа Вичуга и Тейково, Каменское, Колобовское, Наволокское, Петровское, Приволжское, Савинское, Фурмановское, Южское городские поселения) (данное требование определено в постановлении Правительства РФ от 10.02.2017 № 169 ).

По итогам года благоустроено 211 дворовых территорий, 46 общественных пространств (площади, скверы, аллеи), а также 3 городских парка.(Было зпланировано 217 дворовых территорий, не выполнены работы на  6 дворовых территориях в Плесском городском поселении)

Реализация приоритетного проекта будет продолжена в 2018 – 2022 годах.

Для этого в 2017 году Департаментом разработана государственная программа Ивановской области «Формирование современной городской среды» на 2018 - 2022 годы», которая утверждена постановлением Правительства Ивановской области от 01.09.2017 № 337-п.

Муниципальными образованиями Ивановской области с населением свыше 1000 человек в соответствии с федеральным законодательством утверждены современные правила благоустройства.

Также с целью определения текущего состояния всех дворовых и общественных территорий проведена их инвентаризация. По результатам инвентаризации муниципалитетами сформированы пятилетние программы, в которые вошли все территории, нуждающиеся в благоустройстве.

Принципиальным моментом реализации приоритетного проекта стало участие самих жителей в принятии решений по необходимым видам благоустройства.

Вследствие принятых изменений федерального жилищного законодательство на Департамент  возложены дополнительные функции.

В соответствии с Указом Губернатора Ивановской области (от 11.11.2014 № 217-УГ «О порядке формирования лицензионной комиссии Ивановской области») Департамент определен исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным по проведению мероприятий для формирования лицензионной комиссии Ивановской области.

За 2017 год лицензионной комиссией в рамках своих полномочий в соответствии с утвержденным графиком было проведено 19 заседаний, на которых были рассмотрены мотивированные предложения от  Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД. На основании рассмотренных рекомендаций, в порядке статьи 194 ЖК РФ,  Комиссией  было выдано 18 лицензий.

В рамках действия лицензионной комиссии Департаментом проводятся квалификационные экзамены физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата.

В течение прошлого года Департаментом было проведено 25 квалификационных экзаменов, на которых были проверены знания 54 специалистов сферы управления многоквартирными домами, из них 52 специалиста успешно сдали экзамены.

Еще одним направлением деятельности Департамента является реализация внедрения государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

В течение года Департаментом совместно с федеральными кураторами проекта регулярно организовывались обучающие семинары для организаций-поставщиков информации, в том числе для представителей ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных кооперативов.

По состоянию на 26.03.2018 в системе зарегистрированы:

- 710 организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. При этом следует отметить, что управляющие компании,  ЖК и ЖСК зарегистрированы в полном объеме, доля зарегистрированных ТСЖ составляет 97,04 %.

 (710=193УК+ 393 ТСЖ+ 124 ЖК, ЖСК)

- 196 ресурсоснабжающих организаций, доля зарегистрированных составляет 96,08%. ( план - 204 РСО)

- органы государственной власти и органы местного самоуправления Ивановской области зарегистрированы в полном объеме.

 Жители Ивановской области имеют возможность направлять обращения в свою управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию, а также в органы местного самоуправления и органы государственной власти с использованием портала ГИС ЖКХ.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области активно взаимодействует с общественными организациями в сфере ЖКХ. Ежеквартально проходят заседания Общественного совета при Департаменте. В 2017 году сформирован новый состав Общественного совета, который ведет плодотворную работу во взаимодействии с Департаментом.

В 2017 году Департамент продолжил сотрудничество с региональным отделением «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» в рамках заключенного соглашения об обеспечении координации и эффективного взаимодействия при реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.

Напомню, что с 01 июля 2017 года Ивановская область осуществила переход на новую систему обращения с отходами через региональных операторов в

С приходом регионального оператора в 2017 году, произошли следующие изменения:

С первого дня работы регоператора открылась «горячая линия».                            На многоканальный телефон поступило более 30 тысяч звонков.

Количество операторов было увеличено более чем в 2 раза от первоначального количества (в настоящее время работает 5 операторов). Был изменен график работы операторов, а именно, время приема звонков продлено до 19.00 и дополнительно организован прием звонков в выходной день по субботам. Все разговоры операторов с гражданами и организациями по возникающим вопросам в сфере обращения с ТКО, записываются. Это позволяет исключить некорректное общение с жителями, а в необходимых случаях принимать меры дисциплинарного порядка.

Для удобства жителей в каждом районе региона открыт офис Регионального оператора. Всего таких офисов двадцать пять (25). Офисы  оборудованы системами видеонаблюдения, что позволяет определять и фиксировать количество обратившихся граждан.

За прошедший 2017 год общий объем вывезенного мусора (ТКО) составил более 1 млн. кубометров.

Наверное впервые за последние несколько десятков лет региональным оператором было проведено масштабное обследование территорий муниципальных образований на предмет наличия стихийных свалок и навалов отходов. Так в результате таких обследований, а также сообщений жителей области и общественных организаций было ликвидировано 240 стихийных свалок (из выявленных 344 стихийных свалок).

Больше всего их оказалось в частном секторе, где до 01.07.2017 только треть жителей заключала договоры на вывоз мусора. Теперь же этой услугой частный сектор охвачен полностью.

Более того, в некоторых отдаленных районах области муниципалитеты оборудовали контейнерные площадки. Там, где нет таких площадок, организован бесконтейнерный вывоз. Пакеты для мусора выдаются во всех офисах регоператора, кроме того, проведена работа совместно с органами местного самоуправления, в настоящее время открыто 77 дополнительных пунктов их выдачи.

В данный момент во всем регионе идет поэтапная замена контейнеров. Уже закуплено и установлено более 2500 контейнеров. Обновлен парк спецтехники по вывозу отходов. Приобретено более 20 единиц новых мусоровозов. При этом частный сектор обслуживается с помощью легкой техники, которая также специально для этих целей была закуплена Региональным оператором, чтобы не наносить существенного вреда дорожному покрытию.

Вся специальная техника Регионального оператора оснащена системой ГЛОНАСС, что позволяет отследить маршрут и четко выполнять и контролировать график перевозок. Уполномоченному органу – Департаменту ЖКХ Ивановской области был предоставлен доступ к этой системе.

Успешно функционирует мусороперегрузочная станция в Фурманове. Планируется строительство очередных мусороперегрузочных станций.

На таких станциях мусор прессуется и незамедлительно отправляется на полигоны. Стоит отметить, что это экологически безопасный объект. Он работает на электричестве, не загрязняя окружающую среду и не создавая неприятных запахов.

Во взаимодействии с Правительством Ивановской области Регоператор постарался максимально снизить нагрузку для малообеспеченных граждан. Было принято решение о предоставлении льготы для многодетных семей. Для простоты и удобства введен упрощенный порядок получения льготы: достаточно обратиться в офис регионального оператора по ТКО с заявлением, или направить обращение по электронной почте. Пакет документов, который рекомендуется приложить к заявлению, невелик - это удостоверение многодетной семьи и, по возможности, копии свидетельств о рождении детей. В настоящее время в адрес Регоператора уже обратилась и получила соответствующую льготу 271 семья.

В период с 01.12.2017 по 31.01.2018 получено и обработано 448 обращений граждан о перерасчетах в упрощенном порядке.

В 2017 году на территории Ивановской области введен в эсплуатацию завод по сортировке отходов. Работа предприятия позволит извлекать из твердых коммунальных отходов и отправлять на переработку ценные утильные фракции: все виды пластиков, картон, бумагу, стекло, черные и цветные металлы. Производственная мощность предприятия составляет 120 000 тонн обрабатываемых отходов в год. Мощность завода позволит сортировать все твердые коммунальные отходы Иванова, Кохмы, Ивановского и Фурмановского районов. В перспективе – увеличение мощности завода до 300 000 тонн/год.

Благодаря работе Ивановского мусоросортировочного завода более 5 тысяч тонн полимерных отходов каждый год будут извлекаться из ТКО и отправляться на вторичную переработку. Извлечение вторичных ресурсов и прессование несортируемого остатка позволит значительно сократить нагрузку на полигоны ТКО и значительно уменьшить их вредное воздействие на окружающую среду.

На предприятии создается не менее 80 новых рабочих мест, инвестор строительства – Группа компаний «Чистое поле», объем инвестиций к настоящему времени уже превысил 200 млн рублей.

Кроме этого, Законом Ивановской области от 07.07.2017 № 48-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области «Об административных правонарушениях в Ивановской области» был введен пункт 8.2 статьи 11.1, согласно которому в 2017 году на Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области были возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях предусмотренных статьей 5.5 Закона (Нарушение общественного порядка, выразившееся в совершении действий, нарушающих тишину и покой граждан на защищаемых от нарушения тишины и покоя граждан территориях и в помещениях в период с 22.00 до 7.00 часов следующего дня).

При наделении данными полномочиями Департамент, отдельная структурная единица или структурное подразделение, не выделялись. Департамент с момента вступления данных изменений в силу был вынужден выполнять указанные функции согласно, имеющегося штатного расписания.

Данные обстоятельства приводят к возложению дополнительной нагрузки на сотрудников, это негативным образом складывается на качестве и сроках выполнения поручений и объективному снижению исполнительской дисциплины.

Справочно:

С момента наделения Департамента вышеуказанными полномочиями поступило в работу 532 материала из органов внутренних дел о нарушении тишины и порядка.

По которым были составлены протоколы об административных правонарушениях и направлены мировым судьям для принятия решений, либо вынесены определения об отказе в возбуждении административного дела по причине некачественной подготовки материалов.

Одновременно с реализацией всех поставленных на 2017 год задач, в рамках своей текущей деятельности сотрудники Департамента осуществляли подготовку ответов на различные обращения и проводили личный прием. По итогам прошедшего года в адрес Департамента, согласно учетной регистрации, поступило 2226 обращений, из них 1207 обращений граждан, в том числе на личном приеме 56.

Подводя итоги, что как в отчетном году, так и в плановом периоде, Департамент считает необходимым обеспечивать оптимальные формы поддержки предприятий и организаций отраслевого сектора, исключающие иждивенчество и создающие стимулы:

1.                для внедрения и развития современных энергоэффективных технологий, с целью максимального сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов;

2.                привлечения инвестиций в развитие жилищно-коммунального сектора;

3.                и получение положительного финансового результата от деятельности предприятий.

Основная работа Департамента в 2018 году будет осуществляться в следующих направлениях:

1. Участие Ивановской области в реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», в целях выполнения комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству, системному повышению качества и комфорта городской среды в муниципальных образованиях Ивановской области.

2. Участие в реализации приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» в целях сохранения бассейна реки Волга, в том числе, путем уменьшения объемов сброса загрязненных сточных вод из подлежащих очистке.

3. Привлечение финансовой поддержки на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения функционирования систем жизнеобеспечения в рамках государственной программы «Обеспечение услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 № 458-п

4. Завершение разработки региональной программы по обращению с отходами и электронной модели территориальной схемы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

5. Усиление взаимодействия между органами государственной власти Ивановской области, органами местного самоуправления, общественными организациями и региональным оператором по обращению с ТКО, в целях решения возникающих вопросов связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами.

6. Практическая реализация основных направлений стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года, в части привлечения частных инвестиций с учетом тренда сокращения бюджетного возмещения недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций.

7. Выполнение регионального плана по капитальному ремонту многоквартирных домов, усиление контроля за его реализацией.

8. Обеспечение взаимодействия с общественными организациями по контролю в сфере ЖКХ.